Вопрос священнику

Иногда люди, заходя в церковь, могут не знать каких-то церковных правил или обрядов. А спросить, откровенно говоря, бывает стыдно. Здесь Вы можете задать абсолютно любой вопрос священнику анонимно.

Иоанн
Добрый день. В Таинстве Крещения прощаются все прежние грехи; в Таинстве Исповеди – те, которые были открыты. А о каких еще грехах говорится в Таинстве Причастия, когда священник произносит: “причащается… во оставление грехов”?

Таинство Причащения дает человеку возможность единения с Богом. Через единение со Христом, через причащение Его Тела и Крови мы можем получить залог, возможность спасения в жизни вечной. Те молитвы, которые мы читаем, готовясь к этому таинству, либо когда непосредственно к нему приступаем, говорят о грехах человека вообще, о греховности как явлении, а не о каком- то «особом» классе греха. Мы просим, чтобы Господь принял наше покаяние и сподобил достойного единения с Ним в таинстве Причащения по его к нам милости, несмотря на то, что мы грешили и имеем склонность к греху. В тоже время, мы должны понимать, что если мы не боремся с грехами и не работаем над своим духовным состоянием, то наше причащение может быть нам в осуждение, как свидетельствует об этом ап. Павел (1 Кор. 11.29).

Татьяна
Доброго времени суток! Спаси Господи! Я вышла замуж за мусульманина и живу в Турции. У меня две доченьки. Муж постоянно стремится меня склонить к мусульманству, а я по вере своей православная христианка. Когда выходила замуж была молодой и все казалось простым и несложным. С течением времени понимаю, что все больше хочу оставаться в нашей православной вере, хотя возможности посещать храм и жить настоящей христианской жизнью не получается. На почве религии у нас в семье постоянные конфликты. Деткам я вообще не имею права рассказывать о своей религии. Как быть в такой ситуации? Развод – это ведь грех. И если нас Господь соединил, значит на это есть какая-то причина. Как правильно поступать в моей ситуации?

К сожалению, Вы не единственны в своей проблеме и она, действительно, сложная. Здесь нет простых решений. С одной стороны, в ситуации, когда происходило становление христианства в первые века, существовало очень много смешанных браков по религиозному принципу: муж мог быть язычником, часто воинственным, жена же была христианкой, либо наоборот. И тогда в церковной среде возникал вопрос, что делать в таких случаях. На это апостол Павел в своих посланиях четко сформулировал отношение церковных людей к незыблемости брака даже в таких условиях: «…неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы…» (1Кор.7;14);

С другой же стороны, разное исповедание религии супругами рождает серьезную мировозренческую пропасть между мужем и женой, что проявляется и в бытовых вопросах, и в традициях семейных и, наверное, одно из основных – в вопросе воспитания совместных детей.

Конечно же, идеально в любых семейных ситуациях стараться искать компромиссы. Думаю, что счастливых семейных отношений без компромисса невозможно построить, как и вообще любых межчеловеческих отношений. Сложность Вашей проблемы заключается в определенном агрессивном характере ислама, даже скорее, не столько самого ислама как определенных его трактований отдельными религиозными его представителями. И, как показывает практика, очень редко, когда в подобных семьях супруги соглашаются на определенный компромисс. На сегодняшний день в Православии есть несколько причин, которые могут выступать в качестве оснований для развода – отпадение супруга (-и) от Православной веры один из таких. Но, священник не имеет права Вас обязывать разводиться или нет. Потому что брак – это Таинство единения двух людей, Таинство, совершаемое посредством благодати Божией. И когда заходит речь о расторжении церковного брака, то речь идет не о сакраментальном его расторжении, а, скорее, социальном – как брак, который утратил свой смысл. Именно по этой причине в Церкви нет такого понятия как «развенчание» или «расторжение брака» как часто ошибочно думают обыватели. Церковь, в лице епископа, может свидетельствовать, что сосуществование в браке двоих людей утратило свой смысл в силу определенных причин (измены, психические заболевания, отпадение от веры и тд.) и может дать благословение на второй брак как снисхождение к человеческому несовершенству.

Я как священник могу Вам посоветовать максимально использовать все возможности для поиска компромисса в семье, постарайтесь приложить не только свои усилия, но и в молитве (в Вашем случае, наверное, подчас тайной) попросить у Бога помощи в разрешении этой сложной ситуации, попросить Господа умягчения сердца своего супруга. А мы помолимся вместе с Вами. Как бы то ни было решение здесь за Вами – это Ваш выбор как Вам поступить, так же как выбор был Ваш перед  заключением брачного союза.

P.S. Для лучшего понимания православного взгляда на семейные узы рекомендую ознакомиться с работой известного специалиста по каноническому праву прот. Владислава Цыпина.

Задайте вопрос священнику

    Архимандрит Дамиан Блюститель Дальних пещер Киево-Печерской Лавры